許真君 Истинный государь Сюй, Праведный владыка Сюй. В даосской мифологии могущественный герой, победитель драконов (
лун) и усмиритель наводнений. Сюй чжэнь-цзюнь, родившийся чудесным образом (мать Сюй чжэнь-цзюня забеременела от жемчужины, упавшей ей за пазуху из клюва золотого феникса, к-рого она увидела во сне), с юных лет обучался даос. наукам, потом был назначен начальником уезда. В голодный год Сюй чжэнь-цзюнь метил кистью осколки черепицы, и они превращались в золото, и простой народ смог внести налог. С помощью магических заклинаний он спас от моровой болезни несколько тысяч человек. Однажды Сюй чжэнь-цзюнь встретил дракона-оборотня (
цзяо [5]), имевшего вид юноши, к-рый насылал ежегодные наводнения в пров. Цзянси. Поняв, что он узнан, дракон-оборотень превратился в желтого быка и пустился наутек. Сюй чжэнь-цзюнь преследовал его, приняв облик черного быка. В конце концов Сюй чжэнь-цзюнь казнил дракона с помощью небесного воинства, а двух его сыновей, родившихся от дочери правителя Таньчжоу, на к-рой дракон был женат, окропив водой, обратил в дракончиков с красной гривой. 1-го числа 8-й луны 374 Сюй чжэнь-цзюнь в возрасте 136 лет вместе со всеми домочадцами (42 человека) взошел на Западную гору за городской стеной и средь бела дня вознесся в небо; за ним последовали петухи и собаки. На этом месте был тотчас воздвигнут храм, а оставленные им 120 стихотворений стали использовать как гадательные тексты.
Согласно др. преданию, изгнанный Сюй чжэнь-цзюнем дракон забрался в дом, где вынудил молодую женщину к сожительству с ним. Когда ей пришло время рожать, Сюй чжэнь-цзюнь под видом даос. монаха привел в их дом повивальную бабку, к-рая и приняла дракончика. Сюй чжэнь-цзюнь обезглавил его, а затем отрубил головы еще восьми драконам, последний хотел улететь, но все время оглядывался на свою мать и Сюй чжэнь-цзюнь, чтя его сыновние чувства, оставил его в живых, отрубив только хвост. Все эти предания о Сюй чжэнь-цзюне свидетельствуют, что он воспринимался в нар. традиции как своеобразный поздний культурный герой (ср.
Ли Бин), ставивший себе целью истребление драконов, насылающих наводнения. Образ Сюй чжэнь-цзюня сложился в раннем средневековье. Его жизнеописание было помещено в «Ши эр чжэньцзюнь чжуань» («Жизнеописания 12 праведных владык», не позже X в.).
Литература: Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907 // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. 4, с. 45–47;
Мэй Лянь-хуа. «Сюй-чжэньцзюнь чунбай» ды «цанцзю» юй «баоху» иши (К вопросу о «спасении» и «сохранении» культа Сюй-чжэньцзюня» // Диэр цзе Дунъюэ луньтан луньцзи. Пекин, 2006, с. 264–274; Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин). Т. 1. Пекин, 1959, с. 98–100;
Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полное собрание преданий). Т. 3, Шанхай, 1885, с. 228–232.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 592-593.